Козловский Троицкий мужской монастырь |
р. Лесной Воронеж |
Дубовая роща, Козлов |
5 сентября того же года царь и великий князь всея Руси Михаил Феодорович повелел своим ясельничим и воеводам Ивану Биркину и Михайлу Спешневу ехать в Дикое поле и строить новый город Козлов как одно из звеньев в цепи городов Белогородской засечной черты. Тульская засечная черта уже не сдерживала натиска крымских и ногайских татар. "Ведомо нам учинилось, что степью меж Воронежских и Ценских верхов, мимо Урлапова городища, приходят в Русь войною крымские и ногайские люди... и православных крестьян побивают и в полон емлют...".
Эхом Смутного времени появлялись здесь и отряды поляков, литовцев, "черкас" (жителей Малороссии), которые ставили здесь свои слободы и остроги, присваивали местные села и деревни, "избивали всяких людей". В местных вековых лесах находили себе убежище беглые верхнедонские казаки, калмыки, "воровские люди", "утеклецы", "атаманы".
Царь Михаил Феодорович наказал устроить в новом городе "зелейную казну, погреб дубовый и колодец, и тайники, и храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом", для чего направил туда воевод, а с ними 50 пищалей, 400 рублей "да запасу всякого на шесть недель". Город строили 1200 человек из окрестных городов — Рязани, Лебедяни, Ельца, Воронежа. "И были на той работе всякие люди: и боярские, и жилецкие, и патриаршие, и монастырские".
Получив благословенную грамоту, пустынники своими трудами соорудили небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя Успения Богоматери, которую старец Иосиф освятил в два дня 18 и 22 мая 1638 года.
Под личной опекой царя находилась обитель в 1641 году. По грамоте Михаила Феодоровича монастырь получил "рыбные ловли и бобровые гоны" на Лесном Воронеже и место для постройки мельницы, позже — участок земли вдоль берега для просушивания неводов и для причала.
В первые годы своего существования в Троицкой обители было всего пять келий, несколько церковных книг, а колоколов и вовсе не было: для призыва к церковной службе ударяли в доску. Из-за бедности и притеснения местных жителей иноки около 1645 года вознамерились оставить монастырь. И лишь милость царя Алексея Михайловича спасла обитель от запустения: отныне братии отводилась по берегам Лесного Воронежа рыбная ловля, иноки получили право построить на реке мельницу, а также владеть угодьями по берегам.
Спустя семь лет (в 1652 г.) в монастыре обитало 17 монахов. Все они жили в девяти двухместных кельях, а еще одна была больничной. Под монастырем располагалась небольшая слобода с проживанием двадцати монахов мужского пола.
При ранее устроенной церкви уже была колокольня с колоколами, в храме был достаток в священных сосудах, книгах, иконах и ризах. Кругом же монастыря появилась ограда, устроенная монахами и частью усердием вкладчиков. Царь Алексей Михайлович пожертвовал обители фелонь (риза, вид верхней священной одежды, употребляемой во время богослужений) и стихарь (длинная, с широкими рукавами, обычно парчовая, одежда дьяконов и дьячков, надеваемая при богослужении).
В том же 1652 году на монастырском подворье была устроена новая деревянная Троицкая церковь, но с приделом во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященная по благословению архиепископа Рязанского Михаила 4 октября.
Постройки поначалу были деревянными, поэтому часто горели. После сильного пожара в 1653 году была выстроена новая деревянная церковь, освященная по подобию старой. Она, простояв до 1683 года, была разобрана.
Успенская церковь |
Игумен Кирилл начал и строительство соборной церкви Живоначальной Троицы "на погребах и сделал до прагов", то есть заложил фундамент. "Всех чинов люди" города Козлова, видя "большую добродетель и радения" игумена Кирилла, принимали участие в строительстве монастыря, многие — для того, чтобы им в старости "в этом монастыре постригаться". В середине XVII века там было двадцать монахов, вокруг монастыря селились монастырские служители, которые работали на пашне, сенокосах, в лесу и на мельнице, принадлежавших монастырю.
В 1667 году царь Алексей Михайлович прислал в монастырь святыни — принесенный ему из Афона "перст от Гроба Господня", частицы мощей Апостолов Андрея, Тита, архидиакона Стефана, великомученика Феодора Тирона, великомученика и Победоносца Георгия, великомученика и целителя Пантелеимона, мучеников Иакова Персианина, Киприана, Меркурия, Акепсима, великомученика Феодора Стратилата, мученика Лукиана, равноапостольного царя Константина, преподобного Онуфрия Великого, патриарха Иоанна Милостивого, преподобного Михаила Малеина, святителей Феодора Сикеота, Иоанна Новгородского, преподобного Александра Свирского, мучениц Варвары и Феодосии.
В 1670 году царь Алексей Михайлович подарил для монастырской библиотеки богослужебные книги, среди них напрестольное Евангелие, Псалтирь, Шестоднев, Апостол, Толковое Евангелие. До наших дней сохранились некоторые из книги монастырской библиотеки: монастырский Устав, отпечатанный в 1633 году, Служебник (1668 года), Житие святого Ефрема Сирина, Трефолий (1638 года), Триодион, переданный, как свидетельствует надпись на книге, "по указу великого государя", Патерик, Осьмогласие (1633 года), Ирмологий (1673 года).
В 1682 году повелением царя Феодора Алексеевича была открыта Тамбовская епархия, а настоятели монастыря возведены в сан архимандрита. На следующий год в Троицком монастыре скончался игумен Кирилл, и архиепископ Тамбовский Леонтий поставил на его место игумена Дорофея. Тридцать человек братии было в тот год в монастыре: "...многие люди старые, и на ваших, Государи, — обращался архимандрит Дорофей к царям Иоанну и Петру Алексеевичам в челобитной, — службах раненные". В этой челобитной в Пушкарский приказ архимандрит "с братиею" просил выделить монастырю железо, "пудов с четыреста", на завершение строительства соборной церкви, для чего "сарай и всякие заводы кирпичные готовы близко монастыря". Государи пожаловали монастырю железо: 50 пудов "железа тянутого, саженного" — было отмечено в приходно-расходной книге Троицкого монастыря, обнаруженной нами в Отделе рукописей РГБ, который приобрел ее у коллекционера в 1951 году в составе списка рукописей, принадлежавших генерал-поручику, действительному камергеру и кавалеру Р. Л. Воронцову. Это редкий вид источника по истории монастырей, так, приходно-расходных книг Соловецкого монастыря сохранилось всего 10 %.
Ежедневная регистрация доходов и поступлений и расходов монастыря за период с 1682 по 1685 год дает возможность восстановить многие стороны его жизни. Записи были сделаны "старцем Гаврилой и черным дьяконом Павлом". Преподобные Зосима и Савватий не оставляли Козловский монастырь без своего покровительства — наибольший доход монастырю приносили "речные деньги" — оброчные платежи за рыбную ловлю в монастырских "ухожах" на реках. Жители всех окрестных сел (Тарбеево, Стаево, Вешневое, Изосимово, Никольское, Лежа, Ратчино, Каликино, Путятино, Доброе городище, Глазок), боярские дети и посадские люди Козлова и Воронежа обеспечили в 1684-1685 годах монастырю доход только с Бетецких и Серецких "ухожей" в 258 рублей 26 алтын (более 50 % от общей суммы дохода обители за год). Осенью и зимой монастырь продавал по несколько возов рыбы собственного улова. А к праздникам монахи позволяли себе белужину и севрюжину, осетрину, стерлядь, икру. 6 января 1683 года "на Воронеже" кроме белуги за 40 алтын было куплено икры 2 пуда с четвертью, в следующем году на Рождество в Тамбове было приобретено 5 белуг, черная икра, "за рубль сто стерлядей".
С 1684 года монастырь стал выплачивать в государеву казну "откупные деньги" за пользование рыбными "ухожами". 31 августа 1685 года, накануне нового года, в казну было уплачено 104 рубля 4 алтына, "да подьячему было дано за работу" в приказной избе города Козлова. Откупной платеж составил чуть более 21 % общего дохода монастыря за тот год.
"Что у пчел в соту, то Зосима и Савватий дали", — известна была поговорка на Руси. Для козловских монахов монастырский "пчельник" (пасека) был второй статьей регулярного дохода. Пасекой заведовал старец Илия, она постоянно расширялась за счет дарений жителей и постригавшихся в монахи. Немаловажной статьей дохода была и плата окрестных жителей за пользование монастырской мельницей, где работали специально нанятые работники. На скотном дворе монастыря были лошади, коровы, куры.
Существенный процент дохода монастыря составляли пожертвования богомольцев и жителей Козлова и окрестных сел, среди них были козловский воевода Окиндий Иванович Данилов, козловский купец Семен Григорьев, сыны боярские и посадские люди Козлова. В июне 1684 года Иван Енков из села Изосимово сделал вклад — 22 копны ржи, 24 "четвертки" проса, "два круга конопей", 300 "четверток пшеницы", "кобылу саврасу" и "шерсти 21 гривенку". В июле того же года Архип Овлов из Хмелевой слободы в придачу к "мерину серому, светлая грива направо с пометой", подарил 10 копен ржи, двух коров, 4 улья и "круг конопей". Лошадей монахи продавали, за одного "буланого коня" было выручено 15 рублей.
При пострижении в монахи делались вклады в монастырское хозяйство. Так, старец Александр сделал вклад в 13 алтын и 12 копен ржи, а старец Конон — 12 ульев. На монастырской земле выращивали рожь и горох, а пшеницу покупали. В монастырском саду и на огороде росли лук и чеснок, капуста и репа. Урожаи были невелики, кое-что приходилась подкупать: "севошные семена", капусту, репу, чеснок. Покупали хмель, ягоды черемухи и "перепечу" (мяту) — в монастыре варили квас и пиво. Все сельскохозяйственные работы выполняли наемные работники: пахали, сеяли, жали, косили и убирали сено.
На строительстве каменной церкви Живоначальной Троицы, а также "избы на коровьем дворе" были заняты плотники, кровельщики, "что башни покрывали", рабочие "по каменному делу", которым платили "за кирпичное и каменное ломание". Шесть рублей задатку получил "гулящий человек" Козьма Еремеев, сын Скрылев, подрядившийся "на кирпичное дело". Согласно расходным записям в 1684-1685 годах монастырь покупал "тянутое железо", сосновый лес, бревна и доски, дубовый пол, железные двери, печные изразцы, ворота, немецкие замки, гвозди, железную пилу и клещи. В 1682 году монастырь приобрел тридцать пищалей и "три рога пороха", спустя год — еще "полтора рога", а в 1685 году — еще две пищали (одну — "завесную"), порох и медвежью рогатину. За три года обширное хозяйство монастыря пополнилось телегами и санями, конной упряжью, бочками, сетями и бреднями, ситами, рукомойниками, тарелками и ложками, сковородами, ножами. Были приобретены также пивной корец, половник, овчина, пух, нитки, свечи, бумага, церковное вино, холст, "толстый и тонкий", шелковое немецкое сукно, "крашенина", кожа на сапоги, лапти, башмаки, камилавки, "порты", куницы у охотников села Хмелевого и прочее.
Монастырь был и культурным центром, покупал и продавал книги. В феврале 1682 года он приобрел книгу святителя Григория Назианзина, христианского писателя IV века, борца против арианской ереси, за два с лишним рубля (средняя цена лошади). За три года в монастыре были проданы Требник, Служебник, Минея общая, Шестоднев "старыя печати", Часослов.
Расходно-приходная книга дает представление и о церковных связях монастыря в тот период, о событиях, происшедших в Тамбовской епархии. Монахи часто ездили в Москву, преимущественно осенью и зимой. А в апреле-мае 1684 года в Козловском монастыре пребывал архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Феодосий, который "служил всенощную о своем брате". В том же контексте упомянуты суздальские и московские подьячие. Из истории известно, что в Спасо-Евфимиев монастырь был сослан в том же году "за раскольнические мнения" первый Тамбовский и Козловский епископ Леонтий. На его место 1 сентября 1684 года Патриарх Иоаким рукоположил в Успенском соборе Московского Кремля бывшего архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря Питирима.
По существовавшим обычаям новопоставленные архиереи задерживались в Москве, помогая Патриарху в делах церковного управления, участвуя в богослужениях17. В феврале 1685 года монахи отправили в столицу "подводу с лебедями", а в марте прибыли в Москву, где "в почести" епископу Питириму купили подарков на 5 рублей 28 алтын и Октоих за 3 рубля 20 алтын. Ровно через год епископ Питирим прибыл в Козлов и несколько дней пребывал в Козловском монастыре. 3 апреля 1686 года он благословил строившуюся церковь, в 1692 году пожертвовал ей образ Святой Троицы в окладе с "венцами и гривнами". В течение всего своего служения в Тамбовской епархии епископ Питирим оказывал посильную помощь Козловскому монастырю.
Епископ Питирим оставил по себе глубокую память размахом церковного строительства и религиозно-нравственным просвещением паствы. В марте 1913 года святитель Питирим Тамбовский был прославлен в лике святых.
В последней четверти XVII века Козловский монастырь стал крупным хозяйственным центром: по государеву указу пахотные и сенокосные земельные владения увеличились вдвое, архимандрит Дорофей добился освобождения от оброка доходов с пчельников и кривополянской мельницы, в 1687 году было приобретено подворье в Тамбове, монастырская пасека насчитывала 200 ульев.
В годы правления Петра I монастырь мог потерять свою самостоятельность и поступить в число приписных. Лишь многочисленные обращения городских и уездных жителей к царю с просьбой о сохранении его самостоятельности спасли обитель в мае 1682 года — это подтвердила и царская грамота.
В 1670 году царь Алексей Михайлович подарил для монастырской библиотеки богослужебные книги, среди них напрестольное Евангелие, Псалтирь, Шестоднев, Апостол, Толковое Евангелие. До наших дней сохранились некоторые из книги монастырской библиотеки: монастырский Устав, отпечатанный в 1633 году, Служебник (1668 года), Житие святого Ефрема Сирина, Трефолий (1638 года), Триодион, переданный, как свидетельствует надпись на книге, "по указу великого государя", Патерик, Осьмогласие (1633 года), Ирмологий (1673 года).
В 1682 году повелением царя Феодора Алексеевича была открыта Тамбовская епархия, а настоятели монастыря возведены в сан архимандрита. На следующий год в Троицком монастыре скончался игумен Кирилл, и архиепископ Тамбовский Леонтий поставил на его место игумена Дорофея. Тридцать человек братии было в тот год в монастыре: "...многие люди старые, и на ваших, Государи, — обращался архимандрит Дорофей к царям Иоанну и Петру Алексеевичам в челобитной, — службах раненные". В этой челобитной в Пушкарский приказ архимандрит "с братиею" просил выделить монастырю железо, "пудов с четыреста", на завершение строительства соборной церкви, для чего "сарай и всякие заводы кирпичные готовы близко монастыря". Государи пожаловали монастырю железо: 50 пудов "железа тянутого, саженного" — было отмечено в приходно-расходной книге Троицкого монастыря, обнаруженной нами в Отделе рукописей РГБ, который приобрел ее у коллекционера в 1951 году в составе списка рукописей, принадлежавших генерал-поручику, действительному камергеру и кавалеру Р. Л. Воронцову. Это редкий вид источника по истории монастырей, так, приходно-расходных книг Соловецкого монастыря сохранилось всего 10 %.
Ежедневная регистрация доходов и поступлений и расходов монастыря за период с 1682 по 1685 год дает возможность восстановить многие стороны его жизни. Записи были сделаны "старцем Гаврилой и черным дьяконом Павлом". Преподобные Зосима и Савватий не оставляли Козловский монастырь без своего покровительства — наибольший доход монастырю приносили "речные деньги" — оброчные платежи за рыбную ловлю в монастырских "ухожах" на реках. Жители всех окрестных сел (Тарбеево, Стаево, Вешневое, Изосимово, Никольское, Лежа, Ратчино, Каликино, Путятино, Доброе городище, Глазок), боярские дети и посадские люди Козлова и Воронежа обеспечили в 1684-1685 годах монастырю доход только с Бетецких и Серецких "ухожей" в 258 рублей 26 алтын (более 50 % от общей суммы дохода обители за год). Осенью и зимой монастырь продавал по несколько возов рыбы собственного улова. А к праздникам монахи позволяли себе белужину и севрюжину, осетрину, стерлядь, икру. 6 января 1683 года "на Воронеже" кроме белуги за 40 алтын было куплено икры 2 пуда с четвертью, в следующем году на Рождество в Тамбове было приобретено 5 белуг, черная икра, "за рубль сто стерлядей".
С 1684 года монастырь стал выплачивать в государеву казну "откупные деньги" за пользование рыбными "ухожами". 31 августа 1685 года, накануне нового года, в казну было уплачено 104 рубля 4 алтына, "да подьячему было дано за работу" в приказной избе города Козлова. Откупной платеж составил чуть более 21 % общего дохода монастыря за тот год.
"Что у пчел в соту, то Зосима и Савватий дали", — известна была поговорка на Руси. Для козловских монахов монастырский "пчельник" (пасека) был второй статьей регулярного дохода. Пасекой заведовал старец Илия, она постоянно расширялась за счет дарений жителей и постригавшихся в монахи. Немаловажной статьей дохода была и плата окрестных жителей за пользование монастырской мельницей, где работали специально нанятые работники. На скотном дворе монастыря были лошади, коровы, куры.
Существенный процент дохода монастыря составляли пожертвования богомольцев и жителей Козлова и окрестных сел, среди них были козловский воевода Окиндий Иванович Данилов, козловский купец Семен Григорьев, сыны боярские и посадские люди Козлова. В июне 1684 года Иван Енков из села Изосимово сделал вклад — 22 копны ржи, 24 "четвертки" проса, "два круга конопей", 300 "четверток пшеницы", "кобылу саврасу" и "шерсти 21 гривенку". В июле того же года Архип Овлов из Хмелевой слободы в придачу к "мерину серому, светлая грива направо с пометой", подарил 10 копен ржи, двух коров, 4 улья и "круг конопей". Лошадей монахи продавали, за одного "буланого коня" было выручено 15 рублей.
При пострижении в монахи делались вклады в монастырское хозяйство. Так, старец Александр сделал вклад в 13 алтын и 12 копен ржи, а старец Конон — 12 ульев. На монастырской земле выращивали рожь и горох, а пшеницу покупали. В монастырском саду и на огороде росли лук и чеснок, капуста и репа. Урожаи были невелики, кое-что приходилась подкупать: "севошные семена", капусту, репу, чеснок. Покупали хмель, ягоды черемухи и "перепечу" (мяту) — в монастыре варили квас и пиво. Все сельскохозяйственные работы выполняли наемные работники: пахали, сеяли, жали, косили и убирали сено.
На строительстве каменной церкви Живоначальной Троицы, а также "избы на коровьем дворе" были заняты плотники, кровельщики, "что башни покрывали", рабочие "по каменному делу", которым платили "за кирпичное и каменное ломание". Шесть рублей задатку получил "гулящий человек" Козьма Еремеев, сын Скрылев, подрядившийся "на кирпичное дело". Согласно расходным записям в 1684-1685 годах монастырь покупал "тянутое железо", сосновый лес, бревна и доски, дубовый пол, железные двери, печные изразцы, ворота, немецкие замки, гвозди, железную пилу и клещи. В 1682 году монастырь приобрел тридцать пищалей и "три рога пороха", спустя год — еще "полтора рога", а в 1685 году — еще две пищали (одну — "завесную"), порох и медвежью рогатину. За три года обширное хозяйство монастыря пополнилось телегами и санями, конной упряжью, бочками, сетями и бреднями, ситами, рукомойниками, тарелками и ложками, сковородами, ножами. Были приобретены также пивной корец, половник, овчина, пух, нитки, свечи, бумага, церковное вино, холст, "толстый и тонкий", шелковое немецкое сукно, "крашенина", кожа на сапоги, лапти, башмаки, камилавки, "порты", куницы у охотников села Хмелевого и прочее.
Монастырь был и культурным центром, покупал и продавал книги. В феврале 1682 года он приобрел книгу святителя Григория Назианзина, христианского писателя IV века, борца против арианской ереси, за два с лишним рубля (средняя цена лошади). За три года в монастыре были проданы Требник, Служебник, Минея общая, Шестоднев "старыя печати", Часослов.
Расходно-приходная книга дает представление и о церковных связях монастыря в тот период, о событиях, происшедших в Тамбовской епархии. Монахи часто ездили в Москву, преимущественно осенью и зимой. А в апреле-мае 1684 года в Козловском монастыре пребывал архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Феодосий, который "служил всенощную о своем брате". В том же контексте упомянуты суздальские и московские подьячие. Из истории известно, что в Спасо-Евфимиев монастырь был сослан в том же году "за раскольнические мнения" первый Тамбовский и Козловский епископ Леонтий. На его место 1 сентября 1684 года Патриарх Иоаким рукоположил в Успенском соборе Московского Кремля бывшего архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря Питирима.
По существовавшим обычаям новопоставленные архиереи задерживались в Москве, помогая Патриарху в делах церковного управления, участвуя в богослужениях17. В феврале 1685 года монахи отправили в столицу "подводу с лебедями", а в марте прибыли в Москву, где "в почести" епископу Питириму купили подарков на 5 рублей 28 алтын и Октоих за 3 рубля 20 алтын. Ровно через год епископ Питирим прибыл в Козлов и несколько дней пребывал в Козловском монастыре. 3 апреля 1686 года он благословил строившуюся церковь, в 1692 году пожертвовал ей образ Святой Троицы в окладе с "венцами и гривнами". В течение всего своего служения в Тамбовской епархии епископ Питирим оказывал посильную помощь Козловскому монастырю.
Епископ Питирим оставил по себе глубокую память размахом церковного строительства и религиозно-нравственным просвещением паствы. В марте 1913 года святитель Питирим Тамбовский был прославлен в лике святых.
В последней четверти XVII века Козловский монастырь стал крупным хозяйственным центром: по государеву указу пахотные и сенокосные земельные владения увеличились вдвое, архимандрит Дорофей добился освобождения от оброка доходов с пчельников и кривополянской мельницы, в 1687 году было приобретено подворье в Тамбове, монастырская пасека насчитывала 200 ульев.
В годы правления Петра I монастырь мог потерять свою самостоятельность и поступить в число приписных. Лишь многочисленные обращения городских и уездных жителей к царю с просьбой о сохранении его самостоятельности спасли обитель в мае 1682 года — это подтвердила и царская грамота.
В 1686 году в монастыре насчитывалось 50 человек братии. Новый настоятель Дорофей приступил к строительству новой каменной церкви во имя Живоначальной троицы. Новый соборный храм был построен в начале 1697 года, а освящен по благословению епископа Тамбовского Питирима 3 апреля.
Остатки кирпичной стены |
При набожной императрице Елизавете Петровне религиозная жизнь России стала возрождаться. Это отразилось и в жизни обители. В 1733 года в Троицкой соборной церкви Козловского монастыря был устроен новый иконостас. В 1750 году вокруг монастыря выросла кирпичная ограда, местами еще сохранившаяся до наших дней. Выполненная в стиле древне-русского зодчества, Троицкая церковь имела единственную в Тамбовской епархии аскетическую архитектурную форму. В ней служил священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий Никифорович Богоявленский), который был благочинным церквей города Козлова и принял мученическую кончину от рук большевиков у стен Киевской лавры 7 февраля 1918 года.
Митрополит Владимир занимал крупнейшие российские кафедры: Тифлисскую, Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, поэтому получил именование "всероссийского митрополита". Крестный путь Василия Богоявленского (так звали митрополита в миру) начался в Козловском Троицком монастыре, куда Святейший Синод назначил его настоятелем 10 января 1866 года. Через месяц священник Василий Богоявленский с именем Владимир был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. Семь месяцев он управлял Козловским Троицким монастырем, после чего был перемещен в Новгородский Антониев монастырь.
Козловский Троицкий мужской монастырь был у горожан почитаемым местом. Издавна здесь хранились православные святыни, доставленные в 1667 году из Афона: перст от гроба Господня и части мощей апостола Андрея, архидиакона Стефана, мучеников Киприана, Пантелеймона, Александра Свирского, мучениц Варвары и Феодосии.
Св. Владимир |
Козловский Троицкий мужской монастырь был у горожан почитаемым местом. Издавна здесь хранились православные святыни, доставленные в 1667 году из Афона: перст от гроба Господня и части мощей апостола Андрея, архидиакона Стефана, мучеников Киприана, Пантелеймона, Александра Свирского, мучениц Варвары и Феодосии.
Икона Тихвинской Божьей матери без оклада |
Жил в монастыре иеромонах Капитон, почитаемый ранее за подвижника. С большой долей вероятности можно предположить, что благодаря именно ему в Троицком мужском монастыре открылся целебный источник.
Козловский Троицкий монастырь был определен третьеклассным. В 1764 году в нем было 20 монахов, монастырю принадлежали 42 крестьянские души. В 1790 году при межевании земель монастырю прирезали дополнительное количество земли, пополам с Нижне-Ломовским монастырем было приобретено в Тамбове подворье за тысячу рублей. Возле монашеских келлий была построена монастырская трапезная, позже она стала Трапезной церковью.
Угловая башня |
В Троицком храме крышу также покрыли железом, вызолотили главу и крест. В 1794-1796 годах стены в алтаре и храме расписали, вызолотили иконостас, отреставрировали иконы. Храмовую икону Пресвятой Троицы одели в серебряную ризу весом в 26 фунтов, местночтимую икону Божией Матери "Тихвинская" — в серебряную ризу "чеканной работы с разными каменьями", весом в 21 фунт. Каменную ограду монастыря перестроили, ее длина составила 292 сажени, высота — от 5,5 до 7 саженей.
Гостиница для богомольцев |
Императоры Павел I и Александр I предприняли ряд мер, позволивших укрепить положение монастырей: городское имущество освободили от платежей и повинностей, прочее недвижимое имущество — от уплаты оброчных денег в казну; предоставили право приобретать землю, монахов освободили от телесных наказаний. В начале XIX века Троицкий монастырь процветал как крупный хозяйственный и религиозный центр Тамбовского наместничества.
Архиерейский дом |
Во времена правления Николая I центрально-черноземные губернии стали одним из важнейших регионов производства товарного хлеба. Козлов стал богатым купеческим городом с лучшими предместьями во всем наместничестве. Богатые горожане не оставляли Козловский монастырь без поддержки. Среди частных благотворителей были князья Кугушевы, Хрущевы, Детковы, Каюковы, купцы Гладышевы, Каширские, Придорогины, Бельские, почетные граждане Козлова Кожевниковы. Купеческая жена Анна Михайловна Силантьева пожертвовала в Троицкий собор люстры стоимостью 7 тысяч рублей, на строительство колокольни — 4 тысячи рублей ассигнациями, а также крест, потир и Евангелие. Святой митрополит Иона положил на вечное поминовение своих родственников 2 тысячи рублей.
В 1844 году Успенская церковь была расширена, каменный купол на крыше заменили небольшим железным. В "Полном собрании исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях" (1852 год) упомянут Троицкий монастырь "близ уездного города Козлова", который находится "под управлением архимандрита, который есть и ректор Тамбовской семинарии... При сей обители бывают ежегодные ярмарки: в день Пятидесятницы (Святой Троицы) и Успения Пресвятой Богородицы".
В 1868 году в Тамбовской епархии была учреждена кафедра викарного епископа, в управление которому вверялся Козловский монастырь. Викарию было предписано "именоваться епископом Козловским и местопребывание иметь в городе Козлове в подворьях и зданиях, принадлежащих монастырю Козловскому Троицкому и Саратовской пустыни". Викарий пользовался от этого монастыря "настоятельным жалованием и частью братских доходов, а также прислугою и экипажем".
На следующий год усилиями и на средства горожан над святым колодцем была возведена каменная часовня с иконостасом — в память об избавлении от опасности во время покушения Д. Каракозова на жизнь императора Александра II 4 апреля 1866 года. До настоящего времени святой источник на берегу Лесного Воронежа пользуется большой популярностью у местных жителей.
В конце XIX — начале ХХ века, в период экономического расцвета Российской Империи, Троицкому монастырю принадлежало 77,5 десятин земли, Хоботецкий хутор в 20 верстах от крепостной стены, соседний лес в 152 десятины, участки пахотной и сенокосной земли (64 десятины) у села Дубровника и в местности Криуша. В Лебедянском уезде с незапамятных времен монастырю принадлежали два озера. В прилегающей к стенам монастыря дубровой роще было построено 8 дач, которые сдавали в аренду на лето. В 1911 году сумма дохода монастыря только по арендным платежам составила 4804 рубля 50 копеек. Свободный капитал монастырь вкладывал в процентные бумаги, на 1 января 1911 года он составил 72 тысячи рублей. Ремонт Успенской церкви в тот год был произведен на средства, вырученные от продажи части процентных бумаг. В 1910 году в монастыре было 28 человек братии.
Рисунок музея, расположенного в здании церкви |
Потери монастыря начались с действия декрета об отделении церкви от государства. Ценные бумаги подлежали сдаче в казначейство, а произведения прикладного искусства оценивались в пудах и фунтах. Декабрь 1918 года официально считается завершающим этапом ликвидации монастырей Тамбовской губернии: монашествующие до 55-летнего возраста как паразитирующие элементы были выселены.
Большой трагедией Троицкого монастыря стало его разрушение, несмотря на то, что в 1921 году остатки монастырской рощи были признаны памятником природы, а с октября 1924 года сама обитель была внесена в число памятников церковной старины, охраняемых государством.
26 марта 1920 года в Тамбове состоялось заседание Секции охраны памятников и искусства (архивные документы), на котором решался вопрос о невозможности занятия территории Троицкого монастыря концентрационным лагерем Отделом Управления, в связи с тем, что он является памятником архитектуры и искусства и открыт для широких масс для ознакомления согласно декрету № 220 Совнаркома от 5.10.1918 г.
Несмотря на то, что в 1921 года заповедная дубовая роща была переведена в разряд памятников природы, а монастырь в 1924 году введен в списки памятников церковной старины, что должно было бы обеспечить ему охрану со стороны государства, в 1926 году вся территория монастыря была передана в распоряжение питомника плодовых сортов И. В. Мичурина. В 1928 году монастырский некрополь был разрушен, Капитонова часовня над источником и два яруса колокольни с часами и звонницей, значительная часть монастырской стены были разобраны на кирпич. По воспоминаниям местных жителей, мало кто из участников этого варварства умер своей смертью.
В 1927 году питомнику была передана Успенская церковь монастыря, в которой разместили клуб и музей.
Колокольня, башня, часть стены |
В 1927 году питомнику была передана Успенская церковь монастыря, в которой разместили клуб и музей.
Согласно постановлению Тамбовского губик от 19 октября 1927 года, имеющееся при бывшем монастыре кладбище было ликвидировано. О чем в газете было опубликовано извещение за 2 недели до сноса, чтобы граждане имеющие захоронения близких, могли их перенести в другое место.
Успенская церковь (музей ЦГЛ) фото 50-х годов |
Успенская церковь избежала такой участи, поскольку в ее здании был размещен музей Центральной генетической лаборатории имени Мичурина, в 1960-е годы в верхнем этаже (в церкви Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Варлаама Хутынского) разместился местный клуб, где проходили собрания, "огоньки", смотры художественной самодеятельности и прочее.
Успенская церковь |
Храм Троицы |
Белых М. Сказания о Козловских храмах.- Мичуринск, 2004.- 130 с.
Денщикова Г. Если не мы, то кто?.. // Мичуринская мысль10 февраля 2009.- стр. 12, 13
Денщикова Г. Святые земли обители Козловской // Мичуринская мысль, 14 августа 2007.- № 33 (273).- стр. 4, 5
Кострикин В. О, Русь, взмахни крылами... //http://www.michpravda.ru/articles/o-rus-vzmahni-krylami-6280
Кученкова В.А. Храмы Мичуринского благополучия Тамбовской епархии// В.А. Кученкова, Н.М. Сухоруков.- Тамбов, 1999.- 117 с.
Кученкова В.А. Храмы Мичуринского благополучия Тамбовской епархии// В.А. Кученкова, Н.М. Сухоруков.- Тамбов, 1999.- 117 с.
Мичуринская правда, 6 марта 2003.- №41
Мичуринская правда, 30 сентября 2003.- №185
Труды государственного опытно- помологического питомника/ под ред. Б. А. Келлер.- Воронеж: Издательство «Коммуна», 1999.- 124 с.
Журнал Московской патриархии // http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/08/02-08/01.htm#53
Старый Козлов // http://www.oldkozlov.ru/articles/fragmenty_istorii?page=0,0
Тамбовская епархия // http://www.eparhia-tmb.ru/monastyri/svyato-troickij-muzhskoj-monastyr-v-gorode-michurinske/
Тамбовская митрополия// http://www.eparhia-tmb.ru/monastyri/svyato-troickij-muzhskoj-monastyr-v-gorode-michurinske/
Православный календарь // http://days.pravoslavie.ru/Life/life355.htm
Козловский Свято-Троицкий мужской монастырь // http://st-trinity-monastery.ortox.ru/istorija_monastyrja
Русская православная церковь // http://www.patriarchia.ru/db/text/31668.html
Тамбовские монастыри // http://serpovoe.morshansk.ru/monastiri.html#koz
Спасибо за использование текста Симоновой Т. М. Из Журнала Московской патриарх и. Именно она обнаружила Приходно-расходные книги монастыря (см. :"обнаруженные нами..."), но в дословной перепечатке принято делать ссылки на текст и указывать автора статьи. Иначе Вы нарушаете авторское право и права на авторство Журнала Московской патриарх и.
ОтветитьУдалить